— Главная — СМИ о компании

СМИ о компании

16.01.2006

Петербургский нефтяной терминал: итоги десятилетия

Журнал «Терминал», № 1 (55), 2006 г.

Петербургский нефтяной терминал: итоги десятилетия

Вероника Зотова

Итоги юбилейного для ЗАО “Петербургский нефтяной терминал» 2005 года подвели руководители компании на встрече с  журналистами. Прошедший год, завершивший десятилетний период работы крупнейшей на сегодняшний день стивидорной компании в Большом порту Санкт-Петербург, стал самым успешным этапом ее поступательного развития: в 2005 году ЗАО «ПНТ» было перегружено рекордное количество нефтепродуктов  за все время существования компании – 10,8 млн. тонн. Это на 16 % превышает аналогичный показатель 2004 года и свидетельствует о том, что и в условиях постоянно  возрастающей конкуренции терминал остается крупнейшим портовым комплексом по перевалке нефтепродуктов в Балтийском регионе, обеспечивающим 15% от общего объема перевалки нефтепродуктов на Балтике.
      Как показало время, путь, выбранный для реализации этого проекта – поэтапное строительство терминала и ввод в эксплуатацию новых мощностей при одновременном  осуществлении производственной деятельности (а в 1995 году это был революционный момент), полностью себя оправдал. За десятилетний период реализации программы развития объемы перегружаемых компанией нефтепродуктов возросли почти в десять раз! И, как считает руководство компании, этот результат был достигнут благодаря внедрению новейших технико-технологических достижений, возможности оперативно реагировать на изменения, происходящие на внутреннем и внешнем рынке. В общей сложности, на конец 2005 года суммарный объем инвестиций в капитальное строительство, модернизацию и развитие терминала составил 200 млн. долларов. Проект развития нефтеналивного терминала в морском порту Санкт-Петербург - один из самых крупных отечественных частных  инвестиционных проектов, осуществляемых за счет собственных и заемных средств (в 2005 году были досрочно погашены кредиты, предоставленные Сбербанком России). В настоящее время завершен четвертый из семи предусмотренных программой развития этапов строительства терминала. Петербургский нефтяной терминал вышел на проектную мощность 12 млн. тонн нефтепродуктов в год, что позволяет руководству компании  с уверенностью утверждать: проект, начало которому было положено в июне 1995 года, состоялся. На сегодняшний день терминал обеспечивает высокотехнологичный процесс по приему нефтепродуктов, поступающих по железной дороге, реке и трубопроводу, и по отгрузке нефтепродуктов на морской транспорт. Введение в эксплуатацию в 2005 году производственных мощностей: нового резервуарного парка, причалов, железнодорожных эстакад и систем технологических трубопроводов - отразилось на объемах перевалки и номенклатуре нефтепродуктов. В частности,  по отношению к результатам работы в 2004 году, на 1,6 млн. тонн увеличился объем перегрузок темных нефтепродуктов, в 2005 году составивший 7,6 млн. тонн (объем светлых нефтепродуктов соответствует аналогичному периоду 2004 года - 3,2 млн. тонн).
Плановые показатели работы терминала  на 2006, по предварительным расчетам,  составят 12 млн. тонн, но терминал стремится выйти на новые рубежи - перегружать около 15 млн. тонн нефтепродуктов в год. И хотя достижение поставленных задач во многом зависит и от множества внешних, не зависящих от терминала факторов, у акционеров, руководства и специалистов компании существует четкое понимание - успех во многом определяется качеством предоставляемых услуг. Соответственно, несмотря на все достижения, вопросы увеличения конкурентных преимуществ неизменно находятся в числе  приоритетных направлений деятельности терминала.
Принято считать, что конкурентоспособность портового комплекса, прежде всего, обеспечивается путем повышения уровня качества предоставляемых сервисных услуг, расширением производственных мощностей и увеличением номенклатуры груза, а также минимизацией издержек и внедрения современных информационных технологий. ЗАО «ПНТ» не стал исключением из правил. Оценкой его усилий, направленных на повышение конкурентоспособности на внутреннем и внешнем рынке, и свидетельством надежности качества оказываемых  терминалом услуг стала сертификация предприятия по международному стандарту качества. В 2005 году Петербургский нефтяной терминал успешно прошел сертификацию на соответствие стандарту ISO 9001:2000 Системы менеджмента качества, не имея никаких требований от клиентов (редкий для отечественной компании пример). Впрочем, сертификация по ISO 9001 не является обязательным требованием к  производителям. Даже в промышленно-развитых странах данная сертификация услуг обязательна только для поставщиков в военной и аэрокосмической отраслях, а также в ряде отраслей, производящих продукцию, от качества которой зависят жизни людей.  Так  какие же цели преследовал терминал, начиная подготовку к сертификации? «Прежде всего, наличие сертификата ISO 9001 свидетельствует о принадлежности компании к цивилизованному деловому миру, - утверждает заместитель генерального директора ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» Александр Михайлов. - В ходе подготовки к сертификации, которая продолжалась около года,   компания провела большую работу по совершенствованию системы менеджмента предприятия в целом, приближая ее к мировой практике. В европейском бизнес сообществе считается, что наличие сертификации ISO подтверждает безупречную организацию бизнес-процесса в фирме на всех его стадиях – от планирования деятельности до послепродажного обслуживания и информационного обеспечения. Петербургский нефтяной терминал прошел аудиторскую проверку, в ходе которой было выявлено несколько лучших практик, и получил сертификат - свидетельство того, что процедура  менеджмента на терминале соответствует стандарту ISO 9001:2000. В том числе, ведущими аудиторскими зарубежными компаниями подчеркивалось, что на терминале создана современная система, по качеству управления соответствующая ведущим зарубежным нефтепродуктовым терминалам. Речь идет о внедренной на предприятии современной системы автоматизации и дистанционного управления технологическими процессами. Ее применение значительно сократило время выполнения основных производственных операций. Еще одним критерием оценки работы терминала, свидетельствующим о предоставлении клиентам компании услуг с гарантированно стабильно высоким уровнем качества, может служить решение представителей компаний «Shеll» и «BP», проводивших техническую аудиторскую проверку на соответствие производственных процессов терминала требованиям, предъявляемых этими компаниями к охране труда и экологическим стандартам. Обе компании  подтвердили - их подразделения имеют право работать с грузами, переваливаемыми на терминале. Это свидетельствует о современном уровне производственных процессов, но многое еще предстоит выполнить. На дальнейшее повышение эффективности нашей работы  направлена осуществляемая на предприятии программа интеграции корпоративных информационных технологий в систему управленческих решений».  
В свою очередь, приоритетные направления развития портово-технологических мощностей связаны с дальнейшим расширением резервуарного парка (до 350 тыс. куб. м к 2007 году) и развитием инфраструктуры, обеспечивающей прием и отгрузку нефтепродуктов. В целом, на территории, образованной в 2004 году, планируется строительство четырех резервуаров по 40 тыс. куб. м, что не только увеличит возможности терминала по единовременному хранению нефтепродуктов, но и в целом  повысит качество услуги, предоставляя клиентам терминала бóльшие возможности для перевалки и хранения нефтепродуктов. Планы по реализации последующих этапов долгосрочной программы развития терминала, также как и по расширению номенклатуры перегружаемого груза (в основном светлых нефтепродуктов), будут окончательно сформулированы к моменту  осуществления проекта строительства завода глубокой переработки нефти в г. Кириши, ввод в эксплуатацию которого запланирован на  2009 год.

Возврат к списку