— Главная — СМИ о компании

СМИ о компании

20.09.2005

Нефтяная артерия Петербурга

Газета  «Санкт-Петербургские  ведомости», № 175 (3476), 20 сентября 2005 г.

К 2007 году в Санкт-Петербургском морском порту будет перегружаться 15 миллионов тонн нефтепродуктов. Такие данные привел генеральный директор ЗАО "Петербургский нефтяной терминал» Игорь Телешев. Таким образом, по работе с данным видом грузов Петербург если и не выйдет на первое место на Балтике, то по крайней мере сможет тягаться со своими традиционными конкурентами из Финляндии и стран Балтийского региона.

Десять лет назад, когда все начиналось, никто не мог и предположить, что на базе устаревших и изношенных мощностей Ленинградского морского торгового порта со временем появится компания, которая станет одной из крупнейших в области перевалки нефтепродуктов.

С самого начала перед ЗАО «ПНТ» стояла сложная задача — отвоевать у конкурентов свою долю рынка. Ведь после распада Советского Союза основные мощности по перевалке нефтепродуктов из России ушли. Тогда специалисты говорили, что позиции утрачены чуть ли не навсегда, а петербургскому порту пророчили объем всего в 20 миллионов тонн.

В 1995 году с началом динамичного роста экспорта российских нефтепродуктов за границу необходимость строительства в городе на Неве нефтяного терминала стала очевидной. Тенденция к росту сохраняется и до сих пор. Сегодня уже не только нефть, но также дизельное топливо и мазут вывозятся из страны во все возрастающих объемах. Таким образом, терминал продолжает доказывать необходимость своей работы, которую в середине 1990-х годов многие ставили под сомнение.

Чтобы обеспечить себе возможность работать, нефтяному терминалу нужно было отвоевать не только место под солнцем у конкурентов, но и землю у Финского залива. Ведь терминал занимает почти 25 га, «отвоеванных» у вод.
На этой территории за десять лет и было возведено все то, что делает «ПНТ» едва ли не самым успешным частным инвестиционным проектом в транспортной отрасли.

Уже первый год работы опроверг прогнозы скептиков: предполагавшиеся ими объемы грузооборота были перекрыты почти в два раза. Всего же с момента начала работы Петербургского нефтяного терминала его мощности возросли более чем в пять раз и в 2004 году достигли 10 млн тонн в год (а это почти на треть выше показателей 2003 года). Таким образом  то, что считалось сказкой, достаточно быстро превратилось в быль.

ПНТ занимается перегрузкой нефтепродуктов на экспорт и внутренний рынок, приемом и очисткой нефтесодержащих вод, проводит контроль качества нефтепродуктов и документальное сопровождение грузов. По мнению экспертов, в послеперестроечное время ПНТ стал первым терминалом в регионе, который серьезно повлиял на экспорт отечественных нефтепродуктов.

Стоит ли говорить, что резкое увеличение количества переваливаемых нефтепродуктов потребовало больших инвестиций в строительство. В развитие терминала уже вложено порядка $130 млн и еще $40 млн планируется инвестировать в ближайшее время.

По словам руководства ПНТ, стратегия, которую избрала компания, была для ситуации середины 1990-х годов единственно выполнимой. Дело в том, что с серьезными конкурентами в Прибалтике соперничать было тяжело хотя бы потому, что у них и опыта, и средств на тот момент было больше. Проект развития, разработанный компанией, включал поэтапное реинвестирование прибыли во вводимые в строй объекты. Предприятие использовало только самое современное оборудование и самые передовые технологии, что в конечном итоге позволило ему добиться значительного преимущества перед конкурентами.

Сейчас высокотехнологичный процесс, который обеспечивает работу нефтяного терминала, предполагает прием нефтепродуктов, поступающих по трубопроводу, рекам и железной дороге, и отгрузку их на морской транспорт. Многие признают, что успех компании был связан с постепенным увеличением резервуарного парка и количества причалов на терминале. К лету 2007 года Петербургский нефтяной терминал планирует расширить резервуарный парк до 350 тысяч куб. м. Это позволит увеличить конкурентоспособность терминала, поскольку у клиентов появится больше возможностей для транспортировки и хранения продуктов.

Клиенты предприятия также смогут расширить рынки сбыта собственной продукции, после того как завершится строительство двух глубоководных причалов, которые позволят принимать крупнотоннажные суда.
Через два года терминал планирует выйти на грузооборот в 15 млн тонн. Делая такие прогнозы, руководство компании во многом ориентируется на совершенствование качества предоставляемых услуг, ведь объем обрабатываемых нефтепродуктов зависит именно от конкурентоспособности предприятия. Особенно важным это становится в последнее время, поскольку в скором будущем на транспортный рынок планируют выйти (да и уже выходят) крупнейшие отечественные нефтяные компании, будущие конкуренты ПНТ.
Естественно, что деятельность нефтяного терминала не может не вызывать опасений у экологов. В пользу ПНТ, безусловно, говорит тот факт, что за 10 лет на экологическую безопасность было потрачено около $5 млн. Все сооружения терминала были оснащены новейшими средствами предотвращения разливов нефтепродуктов и диагностики их утечек. Только на оборудование очистных сооружений компания затратила более $660 тыс. Зато теперь вся нефтесодержащая вода, поступающая не только с терминала, но и с других предприятий акватории Финского залива, проходит через эти очистные сооружения.
От перевалки же опасных нефтехимических грузов на терминале отказались вовсе, хотя в изначальных планах ПНТ такие работы были предусмотрены.
По мнению руководителей компании, без осознания социальной ответственности бизнеса сегодня никуда. И дело не только в том, чтобы обеспечить нормальные условия труда для собственных служащих, но и в том, чтобы помогать тем, кто нуждается в помощи. Так, уже четыре года финансовая помощь поступает ВИЧ инфицированным детям, а также на обеспечение потребностей родильного дома.
Терминал также оказывал благотворительную помощь и многим другим организациям, таким как международный благотворительный фонд «Константиновский дворцово-парковый ансамбль», российская благотворительная общественная организация «Созвездие», благотворительный фонд «Остров спасения», Санкт-Петербургская благотворительная общественная организация «Милосердие и Покровительство».
Сегодня ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» остается одним из ведущих предприятий отрасли, и нет сомнений, что ему удастся сохранить лидерство, несмотря на появление в ближайшем будущем достаточно сильных конкурентов.

Вадим Альбертович Тюльпанов, председатель Законодательного собрания Санкт-Петербурга:
- На протяжении вот уже 10 лет Петербургский нефтяной терминал остается одним из самых важных объектов городской экономики. За эти годы компания не только не утратила достигнутых темпов роста, но активно продолжает наращивать объемы производства.
Важно, что, являясь объектом повышенного экологического контроля, терминал уделяет особое внимание вопросам зашиты окружающей среды, то есть является надежным и социально ответственным партером Санкт-Петербурга.
От имени депутатов Законодательного собрания я желаю руководству и сотрудникам Петербургского нефтяного терминала здоровья, удачи и благополучия, а самому предприятию - процветания на благо Санкт-Петербурга.


Андрей Юрьевич Карпов, председатель комитета по транзитно-транспортной политике Санкт-Петербурга:
- Петербургский нефтяной терминал сегодня — крупная компания, которая контролирует четверть оборота Морского порта Санкт-Петербурга. Уже на протяжении нескольких лет компания демонстрирует высокие темпы роста и зарекомендовала себя как устойчивая, стабильно развивающаяся компания.
Кроме того, ПНТ, что нам особенно приятно, является крупным городским инвесторам, а также серьезным и ответственным налогоплательщиком. Остается только пожелать и дальнейшего успешного развития.


Сергей ИВАНОВ

Возврат к списку