— Главная — СМИ о компании

СМИ о компании

20.09.2005

Петербургский нефтяной терминал через десять лет

Газета «Известия», № 168, 20 сентября 2005 г.


Петербургский нефтяной терминал через десять лет

Программу «Развитие экспорта транспортных услуг России (2006—2010 годы)» подготовили специалисты Министерства транспорта России. В соответствии с ней экспорт услуг в транспортной отрасли за пять лет должен увеличиться в два раза и достичь 13 миллиардов долларов. Добиться прорыва в министерстве рассчитывают, сосредоточив усилия государства и бизнеса на проектах, которые могут дать, как сказал министр транспорта Игорь Левитин, «максимальный системный эффект». «Это зоны, которые находятся в местах максимальной концентрации экспортных, внутренних и транзитных грузопотоков. Речь идет о реализации высокотехнологичных инфраструктурных проектов», — отметил он. В том числе модификации крупнейших портов.

Одной из таких «точек роста», безусловно, является Морской порт Санкт-Петербурга. Именно здесь в настоящее время реализуются высокотехнологичные проекты, позволяющие России резко увеличить потенциал экспортной перевалки грузов. Едва ли не самым успешным частным инвестиционным проектом в транспортной отрасли является строительство Петербургского нефтяного терминала, который недавно отметил свое десятилетие.
А ведь в 1995 году подобного результата никто, кроме, вероятно, самих участников проекта, не ожидал.
— Наши несостоявшиеся партнеры из Голландии, а это крупнейшая фирма, специализирующаяся на перевалке нефти и нефтепродуктов, предрекали, что за первый год работы терминал не сможет перешагнуть порог в один миллион тонн, — вспоминает генеральный директор Петербургского нефтяного терминала Игорь Телешев.
— В 1996 году терминал перегрузил 1,9 миллиона тонн нефтепродуктов. В то время не всем казалась разумной принятая концепция последовательного развития нашего бизнеса, которая заключалась в поэтапном строительстве и реинвестировании прибыли во вводимые в строй объекты. Оказалось, что именно такой подход позволял оперативно, в буквальном смысле перестраиваясь па ходу, реагировать на потенциал конкурентов, прежде всего — нефтеналивных терминалов Эстонии, обладавших значительным заделом по времени и опыту работы и переваливающих гораздо большие объемы нефтепродуктов. Но сегодня ситуация практически выровнялась.
В настоящее время реализовано четыре из семи предусмотренных программой разви¬тия ЗАО «ПНТ» этапов строительства. В мае 2005 года завершилось строительство третьего пускового комплекса четвертой очереди. С его окончанием суммарный объем инвестиций в строительство и развитие терми¬нала составил $130 млн, а объем резервуарного парка увеличился до 274 тыс. куб. м. Расширение резервуарного парка наряду с вводом в эксплуатацию двухсторонней железнодорожной эстакады на 36 цистерн и двух новых глубоководных причалов значительно увеличивает конкурентоспособность предоставляемых терминалом услуг, что особенно важно в свете обострившейся конкуренции по перевалке отечественных нефтепродуктов. Ведь если раньше ПНТ приходилось конкурировать на Балтике только с портами соседних государств, то теперь появился терминал под нефтепродукты в Высоцке, продолжается работа по созданию еще одного подобного терминала в Приморске, прорабатываются проекты в Усть-Луге. За большинством из них стоят крупные российские нефтяные компании.
Свои преимущества в конкурентной борьбе руководство ПНТ видит в повышении ка¬чества сервисных услуг за счет предоставления клиентам больших возможностей для приема, хранения и перевалки нефтепродуктов. Для этого предполагается увеличить объ¬емы резервуарного парка до 350 тыс. куб. м, построив два резервуара по 40 тыс. куб. м, и сопутствующую инфраструктуру на вновь образованной территории. Новые мощности планируется ввести в эксплуатацию к откры¬тию летней навигации 2007 года, после чего суммарная мощность терминала составит 15 миллионов тонн нефтепродуктов в год, как и было запланировано. У конкурентов на восточном берегу Финского залива, если судить по их заявлениям, мощности будут меньше.
Можно сказать, что Морской порт Петербурга начинается с нефтяного терминала.
Вполне естественно, что требования безопасности к терминалу повышенные. Все портово-технологические сооружения здесь оборудованы современными средствами предотвращения разливов нефтепродуктов и диагностики их утечек, а также новейшими контрольно-измерительными приборами с возможностью управления технологическими процессами. Постоянно совершенствуются и введенные в строй в 2003 году очистные сооружения, обслуживающие не только терминал, но и принима¬ющие для очистки нефтесодержащие воды с других предприятий, работающих в акватории Финского залива. Применяется четырехступенчатая система очистки, ведется автоматический контроль качества сбрасываемой в акваторию воды. Более того, именно подойдя к делу с точки зрения защиты окружающей среды, руководство компании решило отказаться от предусмотренной предварительной программой перевалки нефтехимических грузов как потенциально опасных для экологии. Глава компании Игорь Телешев уверен, что без осознания социальной ответственности бизнес сегодня невозможен.
Сегодня можно с уверенностью сказать, что крупнейшая стивидорная компания Большого Морского порта Санкт-Петербург к конкуренции готова. Здесь осознают, что объемы продукции, переваливаемые на производственных мощностях ПНТ, зависят прежде всего от его конкурентоспособнос¬ти как на внутреннем, так и на зарубежном рынках. Не меньшее значение, впрочем, имеют и планы Киришского нефтеперерабатывающего завода по строительству ком¬плекса гидрокрекинга и реализация «Транснефтепродуктом» проекта строительства экспортного нефтепродуктопровода для светлых нефтепродуктов и терминала в порту Приморск, способного вызвать серьезные изменения на рынке перевалки нефтепродуктов. Возможно, несколько изменится номенклатура перегружаемой продукции. Однако не использовать на полную мощность имеющиеся возможности крупнейшего на сегодняшний день балтийского терминала нефтепродуктов на территории России было бы слишком нерационально.



ИВАН ВАСИЛЬЕВ

Возврат к списку