— Главная — СМИ о компании

СМИ о компании

16.03.2009

Перспективы развития в эпоху кризиса


Журнал «Морские порты», 2009 г.


Перспективы развития в эпоху кризиса


Устойчивый спрос на российские нефтепродукты сохраняется и в условиях мирового экономического кризиса. Этот обнадеживающий вывод подтверждают итоги работы СП ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» в 2008 году и цифры его грузооборота за два первых месяца 2009 года.

Напомним, в прошедшем году через портово-технологические мощности ПНТ – крупнейшего на сегодняшний день оператора нефтепродуктов в границах Большого порта Санкт-Петербург – было экспортировано 11 млн 750 тыс. тонн этого стратегического для России груза. В то же время, объем перевалки нефтепродуктов в январе и феврале, составивший 1 млн 780 тыс. тонн, и заключенные контракты позволяют прогнозировать, что он сохранится на уровне прошлого года. Следует отметить, что результат 2008 года является рекордным в производственной деятельности компании, и планируется, что  востребованность отечественных нефтепродуктов на европейском рынке обеспечит и дальнейшее поступательное развитие терминала. «При этом речь не идет о наращивании объектов портовой инфраструктуры», - подчеркнул заместитель генерального директора СП ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» Александр Михайлов. С 2005 года, когда в ходе очередного этапа строительства были созданы новые причальные фронты, железнодорожные эстакады и системы технологических трубопроводов, увеличение производственных мощностей терминала происходило только за счет резервуарного парка. Его объем в 2007 году возрос до 354 куб. м, расширив возможности терминала по хранению темных и светлых нефтепродуктов. Отвечая на вопрос об  условиях, при которых возможна реконструкция так называемой старой части терминала, Александр Михайлов сообщил: «Спектр переваливаемых терминалом нефтепродуктов не менялся на протяжении длительного времени – это дизельное топливо и мазут. Но если в начале своей деятельности терминал переваливал, в основном,  легкие сорта мазута, то сегодня, в большей степени, работает с высоковязкими мазутами. Изменение связано с вводом в эксплуатацию современных  железнодорожных эстакад слива. Проведение реконструкции производственных мощностей, в том числе в целях увеличения доли светлых нефтепродуктов в номенклатуре перерабатываемых терминалом грузов, будет зависеть от конъюнктуры рынка. В настоящее время пропускная способность терминала соответствует существующему спросу, и задача по повышению его конкурентоспособности в основном обеспечивается путем повышения уровня и расширением спектра предоставляемых сервисных услуг, а также минимизацией внутренних издержек».
Иными словами, ежегодный прирост грузооборота достигается благодаря высокой организации труда, оптимизации внешней и внутренней логистики – производственных процессов и системы взаимодействия с клиентами, поставщиками, инфраструктурными и смежными транспортными организациями.
Одним из критериев оценки работы по снижению операционных рисков и повышению надежности производственного цикла стало прохождение в 2005 году Петербургским нефтяным терминалом сертификации на соответствие стандарту ISO 9001:2000 Системы менеджмента качества. При получении сертификата ПНТ прошел проверку ведущими аудиторскими зарубежными компаниями, в ходе которой было признано, что на предприятии  создана современная система управления, соответствующая ведущим зарубежным нефтепродуктовым терминалам. Согласно существующим правилам, проверку на подтверждение сертификата терминал проходит ежегодно. Мерилом же производственной деятельности можно считать получение первой международной премии «Нефтяной терминал 2006» в номинации «Надежный партнер».
Говоря о развитии партнерских отношений со смежными транспортными  организациями, следует отметить еще одну отличительную особенность ПНТ. Терминал является единственным транспортным комплексом на побережье Балтийского моря, в котором  сочетаются четыре вида транспорта: железнодорожный, речной, морской и трубопроводный. По продуктопроводу протяженностью 140 км с  Киришского НПЗ поставляются светлые нефтепродукты, речными танкерами в период летней навигации перевозятся темные нефтепродукты, однако большая их часть поступает по железной дороге. Оценивая работу каждого из путей доставок, Александр Михайлов отметил, что в  настоящее время продуктопровод используется на полную мощность.
В прошедшем году объемы перевозок речным флотом увеличились по сравнению с 2006 и 2007 гг. на 150 тыс. тонн, но наибольшие инновации произошли в сфере железнодорожной составляющей работы терминала. На сегодняшний день взаимодействие терминала и железнодорожного транспорта перешло на уровень информационных технологий. В 2007 году нефтяной терминал первым из клиентов «ОЖД» внедрил Интегрированную Систему Управления Железнодорожными Перевозками, которая реализует интерфейс между ЭТРАН (Электронной ТРАнспортной Накладной) и информационной системой грузоотправителя, в данном случае – ПНТ. Внедрение  автоматизированной системы централизованной подготовки и оформления перевозочных документов ЭТРАН практически довело до совершенства логистику поступающих по железной дороге нефтепродуктов. Организация перевозок груза  теперь основана на принципах электронного документооборота и в полной мере приобретет статус высокотехнологичного процесса после внедрения электронной подписи. Но и сейчас  специалисты компании в режиме реального времени получают информацию о местонахождении цистерн и расчетное время их подхода, что помогает в принятии правильных управленческих решений, связанных с организацией производственного процесса.
Если обобщить все вышесказанное, то ЭТРАН обеспечивает эффективное взаимодействие между терминалом (клиентом-заказчиком перевозок груза) и ОАО «РЖД», предоставляя возможность оформлять перевозочные документы и проводить предварительный расчет провозной платы, а также определять расчетный срок приема этого груза и составлять реальные суточные графики его подхода. «Подключение к ЭТРАН снизило объем ручного труда, ведь существующую в электронном виде накладную не нужно «набивать» вручную: например, номер цистерны, ведь за смену их проходит в среднем четыреста, а это 3200 цифр!» – констатировал Александр Михайлов, повторив, что система полностью замкнется после решения задачи по организации электронного (безбумажного) документооборота с припортовой станцией Автово.  
Хочется верить, что и этот этап не за горами и что эффективное сотрудничество между ПНТ и РЖД, благодаря внедрению системы ЭТРАН, состоялось, будет успешно продолжаться и пошло на пользу обеим заинтересованным сторонам.



Вероника Зотова.

Возврат к списку