— Главная — СМИ о компании

СМИ о компании

26.11.2007

Двенадцать успешных лет

Журнал «Терминал», 2007 г.

Двенадцать успешных лет

У каждой  успешно работающей компании свой путь к успеху и свои критерии его оценки. Вместе с тем, например, в европейском деловом сообществе считается, что безупречную организацию бизнес - процесса предприятия на всех его стадиях подтверждает наличие сертификата ISO.
ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» прошел сертификацию на соответствие стандарту ISO 9001:2000 Системы менеджмента качества в 2005 году. Но, как показало время, получение сертификата - лишь один из этапов развития терминала. Подробности - в интервью заместителя генерального директора ЗАО «ПНТ» Александра Михайлова.  

- Александр Валериевич, 16 июня ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» исполнилось 12  лет. За прошедшие годы грузооборот терминала  увеличился с 1 млн. тонн нефтепродуктов в год (1995 г.) до 10,6  млн. тонн (2006 г.). Сегодня ЗАО «ПНТ» - это стабильно работающее специализированное предприятие, обеспечивающее высокотехнологичный процесс по приему нефтепродуктов, поступающих по железной дороге, реке и трубопроводу, и их отгрузке  на морской транспорт. Но совершенно очевидно, что в условиях ежегодно возрастающей конкуренции одного наращивания инфраструктурных объектов недостаточно. Так чем в целом обусловлена многолетняя тенденция к росту объема грузооборота терминала, и какие цифры  запланированы на 2007 год?    
- Прежде всего, отмечу, что два последних года терминал работает на одних и тех же производственных мощностях, поэтому стабильное улучшение результатов его деятельности связано с двумя факторами:  постоянной оптимизацией производственных процессов и более четким взаимодействием с клиентами, поставщиками и смежными транспортными организациями.
-  В свою очередь отмечу, что эти усилия не остались незамеченными и коллегами:  терминал стал лауреатом первой международной премии «Нефтяной Терминал 2006» в номинации «Надежный партнер», присуждаемой за стремление улучшить результат, прекрасные отношения с клиентами, умение понимать их желания и потребности. Иными словами, терминал действительно не стоит на месте и постоянно совершенствует свои бизнес-процессы, что  дает свои результаты...
- Если говорить о конкретных результатах работы Петербургского нефтяного терминала в 2007 году, то к этому перечню следует прибавить и благоприятные погодные условия прошедшей зимы, позволившие значительно сократить время слива темных нефтепродуктов. Соответственно, если объем перевалки дизельного топлива за пять месяцев 2007 года лишь незначительно превысил показатель аналогичного периода 2006 года, то объем перевалки высоковязких мазутов увеличился на 300 тысяч тонн. В целом же за пять месяцев этого года на производственных мощностях терминала перевалено 3,5 млн. тонн нефтепродуктов, и при сохранении объемов поставок речным транспортом на уровне прошлого года (500 тыс. тонн) прогнозируемый результат работы в 2007 году составит от 10,5 до 11 млн.  тонн.
- Длительное время компания специализируется на перевалке светлых и темных нефтепродуктов. Только в начале своей деятельности терминал переваливал, в основном,  легкие сорта мазута, а сегодня в большей степени работает с высоковязкими. Планируются ли изменения в номенклатуре нефтепродуктов и, в частности, в связи с осуществлением  проекта строительства комплекса глубокой переработки нефти в г. Кириши?
- Конечно, реконструкция на Киришском НПЗ приведет к определенному изменению номенклатуры  производимой заводом продукции, но к этому терминал в настоящее время готовится.
- В 2007 году произошли изменения в дедвейте принимаемых ЗАО «ПНТ» морских танкеров. В текущем году  терминал успешно обработал уже не один 100-тысячник, но, как утверждают специалисты, в этой «бочке меда» присутствует и неизбежная «ложка дегтя»?
- Это действительно так. Думаю, нет необходимости напоминать, что после вступления России в ВТО произойдет резкое усиление конкурентной борьбы, при этом не секрет, что терминал, как и большинство стивидорных компаний, оперирующих на акватории Большого порта Санкт-Петербург, на сегодняшний день имеет конкурентные недостатки из-за глубин и односторонности Морского канала. Да, благодаря четким действиям службы капитана Петербургского порта и лоцманов на причалах ЗАО «ПНТ» неоднократно обрабатывались танкеры дедвейтом 100 тысяч тонн. Но это лишь одна сторона медали, поскольку загрузка этих судов на терминале из-за глубин  на главном фарватере возможна лишь до 30-40 тыс. тонн! Соответственно, догружаются они в глубоководных портах, в данном случае, Прибалтики.  Несомненно, с точки зрения компаний, заинтересованных и имеющих возможность производить погрузку танкеров большого дедвейта, существующие в порту Санкт-Петербург  глубины представляют собой серьезный конкурентный недостаток, и, прежде всего по сравнению с портами Прибалтики. Подрывает конкурентоспособность порта СПб  и односторонность Морского канала,  поскольку время в ожидании проводки по каналу доходит до 12 и более часов.
- Вместе с тем, появились все основания считать, что развитие российских портов становится для государства приоритетным направлением деятельности и, в том числе, существуют конкретные планы по расширению и углублению Главного фарватера Петербургского порта. Но если продолжить наболевшую тему конкурентного противостояния с портами сопредельных государств, то какие нерешенные проблемы на  Ваш взгляд, более всего тормозят этот процесс?
- Этот перечень слишком велик для того, чтобы полностью его перечислять. Отмечу лишь различное налоговое регулирование портовой деятельности на территории РФ и государств Прибалтики. Если в прибалтийских государствах порты работают в условиях свободных от налогов экономических зон, то у нас ситуация прямо противоположная этому, что ставит порты в неравные конкурентные условия. О необходимости создания в российских портах свободных экономических зон с льготным режимом налогообложения много говорят, но в реальности НДС не распространяется  только на экспортные услуги. Этот же налог и таможенную пошлину терминал платит, например, закупая импортное оборудование, что для отдельных позиций приводит к удорожанию более, чем на треть. То есть за последние несколько лет некоторое оборудование для терминала подорожало на 40%, а это существенная статья расхода при строительстве, реконструкции и модернизации производства. Соответственно, реалии сегодняшнего дня требуют от российского государства проведения взвешенной налоговой и таможенной политики в отношении отечественных стивидорных компаний, это давно назревшая необходимость.
- Эта проблема затрагивает  любой сектор российской экономики, а у морской составляющей транспортного комплекса страны есть и свои, присущие только ей проблемы. Например, связанные с арендой федерального имущества в морских портах. В частности, причалов. В какой степени она затрагивает Петербургский нефтяной терминал?
- Эта проблема затрагивает терминал, в основном,   в части пересмотра ставок арендной платы за причалы.  У ЗАО «ПНТ», как и большинства стивидорных компаний вызывает беспокойство планируемая к внедрению методология расчета арендной платы за пользование причалами, предусматривающая ее значительное увеличение. Убежден, если этот механизм будет внедрен, то часть отечественных портов можно закрывать.
- Александр Валерьевич,  хочу завершить наш разговор на не столь минорной ноте, поэтому вернусь к вопросу  
сертификации терминала на соответствие стандарту ISO 9001:2000 Системы менеджмента качества. Одно из условий (целей) стандарта – минимизировать влияние человеческого фактора. Как далеко терминал продвинулся в этом направлении, и в какой степени автоматизация производства влияет на достижение результата?
- Прежде всего, подтверждаю, что одной из сильнейших сторон работы терминала является его полная автоматизация. Почти все производственные процессы автоматизированы, что обеспечивает эффективное управление производственным потенциалом ПНТ. Это подразумевает  не только информационную поддержку отдельных операций, но и системный подход к управлению производством в целом, позволяющий  осуществлять дистанционное управление технологическими процессами, автоматически выбирать и корректировать технологические режимы на всех уровнях  с учетом конкретной ситуации. Параллельно с наращиванием и автоматизацией производственного потенциала ПНТ внедрил и осуществляет дальнейшую интеграцию корпоративных информационных технологий в систему управленческих решений, что создает необходимую аналитическую базу, обеспечивающую полный цикл управления производственным процессом от склада до финансового и административного уровня.
- Полагаю, что это тема для отдельного разговора. Благодарю за эту встречу.


Вероника ЗОТОВА

Возврат к списку