— Главная — СМИ о компании

СМИ о компании

03.01.2008

НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – НОВЫЕ РЕКОРДЫ

Журнал «Вести морского Петербурга», № 1 (2), 2008 г.


НОВЫЕ ТЕХНОЛОГИИ – НОВЫЕ РЕКОРДЫ

2007 год стал очередной вехой на пути по реализации стратегической задачи государства под символическим лозунгом «Российские грузы – Российским портам». Отрадно, что на протяжении  всего прошедшего года Северо-Западный бассейн опережал портовые комплексы России по объемам перевалки и темпам прироста суммарного грузооборота. По итогам 2007 года наибольший рост объемов в Большом порту Санкт-Петербург обеспечили  контейнерные, навалочные и стратегические для РФ грузы - нефтепродукты. Одним из лидеров в решении задачи по переводу одной из основных составляющих российского экспорта из портов прибалтийских государств, стал СП ЗАО «Петербургский нефтяной терминал».

Перевалив по итогам работы в 2007 году рекордные 11,4 млн. тонн, «ПНТ» в очередной раз подтвердил звание крупнейшей компании –оператора нефтепродуктов в границах Большого порта Санкт-Петербург. Напомним, что Петербургский     нефтяной терминал  обеспечивает высокотехнологичный процесс по приему нефтепродуктов поступающих по железной дороге, реке и трубопроводу, и их отгрузке  на морской транспорт. В 2007 году  терминал сохранил положительную динамику роста объемов грузооборота (+7% к итогам 2006 года), при том с 2005 года производственные мощности терминала увеличились лишь за счет ввода в эксплуатацию двух резервуаров вместимостью по 40 тыс. куб. м каждый. Так чем был обусловлен достигнутый результат? Заместитель генерального директора СП ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» Александр Михайлов назвал два основных фактора успеха. Это оптимизация внешней и внутренней логистики (производственных процессов и системы взаимодействия с клиентами, поставщиками, инфраструктурными и смежными транспортными организациями), и пока еще превышающий предложение спрос на  услуги российских терминалов.  
Время покажет, в какой степени на стабильность  роста грузооборота  компании повлияет планируемый в 2008 году ввод в эксплуатацию новых специализированных нефтепродуктовых терминалов в Приморске и МТП «Усть-Луга». Но тот факт, что с момента образования ЗАО «ПНТ» в 1995 году грузооборот компании увеличился более чем в 6 раз, говорит о том, что вопросы увеличения  конкурентных преимуществ неизменно находятся в числе  приоритетных направлений деятельности терминала, и дает основания полагать, что ужесточение конкурентной среды послужит дополнительным стимулом для повышения конкурентоспособности  услуг терминала на внутреннем и зарубежном рынках.
Принято считать, что конкурентоспособность портового комплекса, прежде всего, обеспечивается путем повышения уровня качества и спектром предоставляемых сервисных услуг, а так же минимизацией внутренних издержек. Но исходя из специализации Петербургского нефтяного терминала, следует отметить и такой показатель, как время оборачиваемости резервуарного парка, объем которого в 2007 году возрос до 354 куб. м, тем самым увеличив возможности терминала по хранению темных и светлых нефтепродуктов. В настоящее время темные нефтепродукты занимают основное место в номенклатуре переваливаемых на терминале грузов, и от времени слива наиболее трудоемких (и особенно зимой) топочных  мазутов из железнодорожных цистерн, во многом зависит грузооборот терминала. Соответственно, внедрению новых технологий, позволяющих  все более  эффективно обрабатывать цистерны с мазутом, обеспечивая все новые  рекордные показатели зимних норм слива, уделяется повышенное внимание.
Свою роль в оптимизации производственного  процесса сыграло и дальнейшее развитие  информационных технологий. В марте 2007 года  действующая на терминале система автоматизации и дистанционного управления технологическими процессами, обеспечивающая сокращение  времени обработки цистерн с нефтепродуктами темных сортов, была интегрирована с автоматизированной системой централизованной подготовки и оформления перевозочных документов ЭТРАН (электронная транспортная накладная), к внедрению которой железная дорога в масштабах страны приступила в 2003 году. Надо отметить, что ПНТ – первая стивидорная компания на территории порта Санкт-Петербург, внедрившая ЭТРАН. Данная информационная технология в режиме реального времени обеспечивающая взаимодействие между терминалом (клиентом-заказчиком перевозки груза) и ОАО «РЖД»,  решает вопросы подготовки и оформления перевозочных документов в системе электронного документооборота. Система внутреннего документооборота ЭТРАН не только предоставляет возможность специалистам терминала подавать заявки в электронном виде, оформлять перевозочные документы и проводить предварительный расчет провозной платы, но и определять расчетный срок приема этого груза исходя из технологических возможностей предприятия! Как подчеркнул Александр Михайлов, развитие современных информационных технологий в  сфере взаимодействия терминала и железнодорожного транспорта, в  значительной степени сказалось на оптимизации логистики поступающих по железной дороге нефтепродуктов. Ведь помимо возможности осуществлять весь полный технологический цикл формирования документов в соответствии с Правилами перевозок и, соответственно, сокращения времени доставки подвижного состава на терминал, ЭТРАН позволяет отслеживать  местонахождение цистерн и уточнять расчетное время их подхода, что помогает в принятии правильных управленческих решений связанных с организацией производственного процесса. Говоря о последнем, следует учитывать, что  СП ЗАО «Петербургский нефтяной терминал – единственный терминал на побережье Балтийского моря, сочетающий в себе четыре вида транспорта: железнодорожный, речной, морской и трубопроводный. Доставка экспортного груза на терминал в основном осуществляется трубопроводным и железнодорожным транспортом, на долю которых приходится 95 % всего объема принимаемых нефтепродуктов.
«ПНТ» располагает шестью железнодорожными эстакадами, из которых   пять предназначены для работы с темными нефтепродуктами и одна для приема светлых видов топлива. Но особое значение для дальнейшей оптимизации логистики доставки грузов железнодорожным транспортом, приобретает реконструкция припортовой железнодорожной станций «Автово», помимо «ПНТ» обслуживающей целый ряд крупных стивидорных компаний,  активно наращивающих производственные мощности, что ежегодно увеличивает нагрузку на станцию и уже приближает ее «к порогу» пропускной способности. Вместе с тем, реализуемая филиалом ОАО «РЖД» Октябрьской железной дорогой инвестиционная программа дальнейшего развития «Автово»,  в части удлинения приемоотправочных путей и др. мероприятий, позволяет считать, что пропускная способность железнодорожной составляющей не станет сдерживающим фактором в работе терминала. Значительно большие опасения вызывает морская составляющая этой деятельности. При этом, речь не идет о дедвейте принимаемых судов, хотя не секрет, что терминал, как и большинство стивидорных компаний, оперирующих на акватории Большого порта Санкт-Петербург, на сегодняшний день теряет ряд конкурентных преимуществ из-за глубин и односторонности Морского канала. У ЗАО «ПНТ», как и большинства стивидорных компаний не вызывает сомнений, что направленный ФГУП «Росморпорт» на согласование типовой договор арендной платы за пользование находящимся в федеральной собственности имуществом (гидротехническими сооружениями), в случае его принятия приведет к значительному сокращению инвестиционной программы Петербургского нефтяного терминала, в том числе, направленной на увеличение доли светлых нефтепродуктов в номенклатуре перерабатываемых терминалом грузов. Но это тема для отдельного разговора. Отметим лишь, что  в  2008 году компания планирует переработать от 10,5 до 11,5 млн. тонн нефтепродуктов.

Вероника Зотова.

Возврат к списку