— Главная — СМИ о компании

СМИ о компании

30.04.2009

Нефтепродукты: уверенный рост вместо логичного падения

Журнал «РЖД-Партнер», № 2 (18), сентябрь 2009 г.

Нефтепродукты: уверенный рост вместо логичного падения

Мировой экономический кризис, резко уменьшив объемы перевалки на большинстве российских морских терминалов, не затронул, пожалуй, лишь один вид грузов –
нефтеналивные. Спрос на экспортируемые из России нефтепродукты, по прогнозу экспертов, сохранится в прошлогоднем объеме на протяжении всего 2009 года, а может даже и превысит показатели 2008 года. Особую роль в этом предстоит сыграть портам Северо-Западного региона.

Лидеры и аутсайдеры
Экспорт нефтепродуктов через российские морские порты в 2008 году составил около 80 миллионов тонн, что на 3% превышает показатель 2007 года. Годом ранее динамика этого показателя составила почти 9%. Через морские терминалы Северо-Запада России отправляется на экспорт значительная часть нефтепродуктов, произведенных на российских нефтеперерабатывающих заводах (НПЗ).  За прошедший год отсюда было отправлено на экспорт почти 42 миллиона тонн нефтепродуктов, что соответствует аналогичному показателю 2007 года. За два месяца текущего года морской экспорт нефтепродуктов в регионе возрос на 4% по сравнению с январем-февралем 2008 года и составил 6,7 миллионов тонн.

Порты Северо-Запада обеспечивают экспортную перевалку главным образом темных нефтепродуктов. Например, в объеме отгрузки ЗАО «Петербургский нефтяной терминал» (ПНТ) почти 75% приходится на мазут, и лишь примерно четвертая часть падает на дизтопливо. Похожий расклад у РПК-Высоцк «ЛУКОЙЛ-II» (Ленинградская область), через который ежемесячно отгружается около 700 тысяч тонн мазута и вакуумного газойля против, в среднем, 400 тысяч тонн дизельного топлива. Но в недалеком будущем это соотношение вполне может измениться: причина тому – начавшаяся реформа налогообложения нефтяной отрасли. Причем, благодаря этим переменам, которые уже успели окрестить «налоговой революцией», может измениться не только структура экспорта, но и его объемы, что может потребовать существенного расширения и модернизации терминалов. Как известно, российское правительство настаивает на проведении нефтяными компаниями масштабной реконструкции действующих НПЗ: глубина переработки нефти должна быть увеличена. В итоге рынок получит больше высококачественных нефтепродуктов, а владельцы терминалов вплотную столкнутся с необходимостью их модернизации и частичного перепрофилирования. Об этом уже сейчас думает ПНТ, менеджеры которого рассчитают, что через несколько лет может увеличиться спрос на экспорт высокооктановых бензинов, а значит уже сейчас следует присмотреться к возможности сооружения соответствующих мощностей в порту.

Если посмотреть на структуру экспорта нефтепродуктов применительно к морским портам Северо-Запада, то в глаза бросается вполне очевидная тенденция: транзит наливных грузов через Калининград и Мурманск сокращается на фоне орбщерегионального роста нефтеперевалки. Причем, падение отгрузок через терминалы Кольского залива, в лучшие времена переваливавшие до 10 миллионов тонн нефтеналивных грузов, особенно заметно: если в 2008 году через северный порт прошло около 900 тысяч тонн доставленных по железной дороге мазута и дизельного топлива, то за 2007 год этот показатель был почти вдвое выше – 2,1 миллиона тонн. Объяснение простое: в Мурманск возить куда менее выгодно, чем, например, в частный северный порт Витино. Этот порт еще несколько лет назад работал на очень малой мощности, а теперь по объемам перевалки нефтепродуктов почти в три раза опережает Мурманск. К тому же до Кандалакшского залива, где построен Витино, железнодорожные цистерны идут почти на шесть часов быстрее, чем до Мурманска. На фоне падения объемом перевалки нефтепродуктов через Кольской залив этот терминал в 2008 году практически не изменил своего грузооборота по сравнению с докризисным годом - через Витино перегружено 3,7 млн тонн газового конденсата и бензинов против 3,9 млн тонн в 2007 году.

Из-за крайне ограниченной пропускной способности перегруженной однопутной железной дороги на участке Петербург-Мурманск возить мазут в направлении Кольского залива не только дорого, но и очень долго и неудобно. Неудивительно, что все больше и больше грузов уходит на нефтетерминалы Санкт-Петербурга и Высоцка. В будущем же северный незамерзающий глубоководный порт вообще рискует остаться без налива, если будут построены новые терминалы на Балтике – например, в Вистино или Усть-Луге, не говоря уже о расширении нефтепродуктовых портов Высоцка и Приморска. Пока же из-за проблем с логистикой картина на Кольском заливе удручающая – терминалы «Тангра-Ойл» и «Коммандит Сервис», в лучшие годы отгружавшие по несколько миллионов тонн мазута в год, сейчас не просто экспортируют мизерные объемы, но и сокращают отгрузки в разы. В 2008 года «Тангра-Ойл» снизила экспорт до 67 тыс. тонн с 320 тыс. тонн за 2007 год, причем отгрузки с терминала прекратились еще прошлым летом. Терминал «Коммандит Сервис» (мыс Мохнаткина Пахта) обеспечил в прошлом году перевалку
лишь 360 тыс. тонн мазута против 980 тыс. тонн годом ранее. Однако уже в первые два месяца текущего года терминалу удалось выдти на показатели аналогичного периода прошлого года, отгрузив на экспорт 140 тыс тонн темных нефтепродуктов. Незначительных успехов пока достигло ООО «Первый Мурманский терминал», владельцы которого планируют создать новую перевалочную площадку на базе нефтебазы рыбного порта. Если за прошлый год компания снизила отгрузку почти вдвое - до 480 тыс. тонн, то за два месяца 2009 года эта динамика серьезно возросла.  Терминал перевалил 143 тыс. тонн нефтпродуктов, что на 60% больше аналогичного показателя 2008 года.

На фоне этого у экспертов по-прежнему вызывает вопросы масштабный проект группы «Синтез» по строительству терминала мощностью 25 млн тонн в Кольском заливе. Никто не понимает, каким образом можно доставить в порт эти объемы, которые означают удвоение нагрузки на существующие мощности железной дороги, что невозможно без строительства второй ее ветки. Есть только один вариант – переработка в окрестностях Мурманска нефти, добытой на шельфе северных морей, и «Синтез» вынашивает такой план. Однако компании, в любом случае, придется договариваться с крупным нефтяным производителем о загрузке своего завода, чтобы выйти на заявленную мощность терминала. В то же время, например, ЛУКОЙЛ, сам активно работающий на севере, скорее всего предпочтет построить собственный завод и терминал – тем более, что глава компании Вагит Алекперов говорил накануне кризиса, что так и поступит, если налоговый режим будет благоприятствовать инвестициям в нефтепереработку.

Начавшийся кризис ускорил действия Правительства РФ, направленные на реформирование системы налогообложения в отрасли.  По итогам правительственного совещания, состоявшегося 13 февраля 2009 года, принято принципиальное решение начать обсуждение новой концепции налогообложения нефтяной отрасли. В частности, Министерству экономического развития и министерству финансов предложено рассмотреть вопрос об упрощении механизма выплат возращенного налога на добавленную стоимость (НДС) на оборудование для нефтепереработки. А министерство энергетики РФ проявило инициативу и предложило государственным банкам выделить нефтяным компаниям 10 миллиардов рублей для субсидирования ставок по кредитам.  

Поэтому можно предположить, что планы ЛУКОЙЛа станут вполне реалистичными. Не исключено, что именно эти перемены вдохнут в Мурманск новую жизнь. Однако объемы экспорта нефтепродуктов из Кольского залива в будущем могут вырасти уже благодаря добытой и переработанной здесь же нефти, а не вследствие доставки нефтепродуктов по железной дороге.

Из-за логистических проблем не растут отгрузки нефти и нефтепродуктов через Калининград, который получает грузы транзитом через Литву. Сильно сдало позиции ЗАО «Балтийская нефтеперевалочная компания», отгружающее все меньше и меньше нефтепродуктов. По итогам прошлого года объем экспорта снижен стивидорной компанией на четверть – до 820 тыс тонн, а за январь-февраль текущего года снижение перевалки достигло 30%. Падают показатели и у ЛУКОЙЛа, который отгружает через собственный терминал в самом западном регионе страны не только нефть, но и нефтепродукты, завозимые по железной дороге через литовскую территорию. В прошедшем году ЛУКОЙЛ отгрузил 1 млн тонн нефти (снижение на 27% к 2007 году)  и 2,7 млн тонн нефтепродуктов (падение на 14%), а в начале 2009 года усилил негативную динамику перевалки до 30%. Отрицательную динамику показывает и нефтетерминал, расположенный на территории ФГУП «Калининградский рыбный порт». По итогам прошлого года здесь было обработано 2,1 млн тонн нефтепродуктов (падение на 14%), а в 2009 году объемы перевалки сократились более чем на половину.  В целом, Калининград снизил в первые два месяца 2009 года отгрузку нефтеналивных грузов на 40% до 1 млн тонн.

Львиная доля
По сравнению Мурманском и Калининградом, успехи основных российских экспортных пунктов, специализирующихся на нефтепродуктах, – Санкт-Петербурга и Высоцка –выглядят впечатляющими. Несмотря на загруженность железной дороги, нехватку речного флота и проблемы с техническим состоянием Волго-Балта, по которому доставляется часть мазута в летнюю навигацию, оба порта стабильно наращивают отгрузки.

Высоцк по итогам 2008 года вышел на рекордные 13 млн тонн после 12 млн в 2007 году – терминал ЛУКОЙЛа отгружает от 1,0 до 1,2 млн тонн нефтепродуктов в месяц и рассчитывает сохранить этот объем до конца 2009 года. Оборот терминал ЛУКОЙЛа поддерживается главным образом за счет дизельного топлива и вакуумного газойля, на которые высокий спрос в Европе – общий объем экспорта из этого порта за 2 месяца 2009 года составил 2 млн тонн. В ближайшие годы мощность Высоцка может быть расширена до 15 и даже до 17 млн тонн – в том случае, к терминалу, конечно, будет построена новая железнодорожная ветка. Кроме того, ЛУКОЙЛ рассматривает возможность  расширения Ухтинского НПЗ для производства на нем дополнительных 2,5 млн тонн мазута, которые как раз и планируется экспортировать через Высоцк. Наконец, не исключено, что другие нефтяные компании, в частности, ОАО «Роснефть» и ТНК-ВР будут больше пользоваться возможностями этого терминала, и тогда также возникнет необходимость в его расширении.

У Санкт-Петербурга не менее амбициозные планы. Если по итогам 2008 года порт совокупно отправил на экспорт более 14 млн тонн нефтепродуктов, то в 2009 году показатели могут не только сохраниться, но и увеличиться до 15 млн тонн и более за счет увеличения доставки мазута речными танкерами по системе Волго-Балт с поволжских, башкирских и татарских НПЗ. Из петербургского объема экспорта 11,8 млн тонн в прошлом году было отправлено Петербургским нефтяным терминалом (ПНТ), остальное – рейдовыми накопителями, которые за летний навигационный период 2008 года на треть увеличили перевалку топлива. По словам генерального директора ПНТ Игоря Телешева, в текущем году терминал не только сохранит объемы перевалки на уровне прошлого года, но и сможет увеличить перевалку примерно на 0,5 млн тонн, если будут заключены соответствующие контракты на поставку нефтепродуктов с реки. Аналитики информационно-аналитического агентства «ПортНьюс» считают, что в кризисном 2009 году увеличить транспортировку мазута по Волго-Балту вполне возможно за счет повышения рейсооборота имеющегося нефтеналивного флота. В текущем году рейдовая перевалка нефтепродуктов в Санкт-Петербурге, таким образом, может быть увеличена почти до 4 млн тонн за сезон.    

Взгляд вперед
От проектов строительства новых терминалов на Балтике никто пока официально не отказывался. Рассматриваются планы сооружения новых причалов для нефтеналивных грузов и в Усть-Луге, и в поселке Витино, и в бухте Батарейная, которые в случае реализации могут прибавить на рынок несколько миллионов тонн новых экспортных мощностей. Однако из новых проектов пока построен и запущен единственный терминал ОАО «Транснефтепродукт» в Приморске проектной мощностью 8,5 млн тонн низкосернистого дизельного топлива в год. Церемония открытия терминала, который стал конечной точкой нефтетрубопроводного проекта «Север», состоялась только в мае 2008 года, а до конца прошлого года терминал обеспечил отгрузку 1,6 млн тонн топлива. По мере дальнейшего расширения и модернизации транспортных и нефтеперерабатывающих мощностей Приморск будет динамично наращивать объем отгрузки светлых нефтепродуктов. Но у аналитиков рынка пока нет ощущения, что новый терминал «уведет» у Высоцка и Санкт-Петербурга сколько-нибудь значительный объем  груза. Можно ожидать, что со временем в общей структуре экспорта российских портов вырастет сегмент светлых нефтепродуктов – опять же, непосредственную роль в этом отношении сыграет перенаправление транспортных потоков с Вентспилса.

Мощности по перевалке нефтепродуктов на Северо-Западе России продолжат расширяться, и ключевым фактором здесь является не столько рост экспорта как такового, сколько перенаправление маршрутов экспорта с портов стран Балтии на российские терминалы. Замещение прибалтийских маршрутов отечественными портами для российских властей является уже решенным политическим вопросом и отлично укладывается в стратегию масштабного развития инфраструктуры страны. Потенциал развития экспортных мощностей Северо-Запада велик, но в случаях конкретных портов зависит в первую очередь от возможностей доставки нефтепродуктов.

Если переработка нефти в России сохранится на уровне 2008 года, то экспорт нефтепродуктов как минимум сохранится на прежнем уровне, соответственно стивидорная отрасль сохранит, или незначительно увеличит объем переваленных грузов. «Спрос на нефтепродукты на западе, несмотря на кризис, сохранился, - отмечает гендиректор ПНТ Игорь Телешев. - На российском рынке в последние месяцы ощущается небольшое снижение спроса. Кроме того, оплата нефтепродуктов в России производится в рублях, а экспортные поставки - в валюте. Поэтому даже если зарубежный топливный рынок будет падать, при росте курса доллара отечественные нефтяные компании получат прибыль. Это подталкивает экспортеров к вывозу нефтепродуктов за рубеж».


Наша справка

Статистика аналитического агентства ИнфоТЭК-Консалт:

За январь-декабрь  2007г по железной дороге через порты стран Балтии на экспорт было отправлено – 23 млн 134  т нефтепродуктов.
В том числе через порты Латвии экспортировано -3 млн 863  т нефтепродуктов (Вентспилс – 2,978 тыс.т, Рига – 876 тыс.т, Лиепая -9 тыс.т)
Через порты Литвы – 2 млн 142 т нефтепродуктов ( порт Клайпеда);
Через порты Эстонии - 17 млн 129 тыс. т нефтепродуктов (порт Мууга -14, 766 тыс. т, порт Таллинн - 1 млн 338 т, Порт Силламяэ – 220 тыс. т, порт Палдиски – 476 тыс.т, Миидуранна -329 тыс. т)
За январь-декабрь  2008г по железной дороге через порты стран Балтии на экспорт было отправлено – 22 млн 391 т нефтепродуктов.
В том числе через порты Латвии экспортировано -5 млн 067 т нефтепродуктов (Вентспилс – 2,546 тыс.т, Рига – 2, 451 тыс.т, Лиепая -70 тыс.т)
За январь 2009 г по железной дороге через порты стран Балтии на экспорт было отправлено – 2 млн 190 т нефтепродуктов.
В том числе через порты Латвии экспортировано – 652 тыс. т нефтепродуктов (Вентспилс – 333 тыс.т, Рига – 319 тыс.т)
Через порты Литвы –198 т нефтепродуктов ( порт Клайпеда);
Через порты Эстонии - 1 млн 340 тыс. т нефтепродуктов (порт Мууга -1,  331 тыс. т, порт Таллинн -2 тыс. т, Порт Силламяэ – 7 тыс. т)
За январь 2008 г по железной дороге через порты стран Балтии на экспорт было отправлено – 2 млн 393 т нефтепродуктов.
В том числе через порты Латвии экспортировано – 718 тыс. т нефтепродуктов (Вентспилс – 507 тыс.т, Рига – 211 тыс.т)
Через порты Литвы – 289 тыс. т нефтепродуктов ( порт Клайпеда);
Через порты Эстонии - 1 млн 386 тыс. т нефтепродуктов (порт Мууга -1, 312 тыс. т, порт Таллинн -73 тыс. т, Порт Силламяэ – 1 тыс. т)


Надежда Малышева

Возврат к списку