— Главная — О компании — История терминала

История терминала

Морской порт – ровесник Санкт-Петербурга. Первые портовые сооружения были возведены на Заячьем острове в 1703 году. Вплоть до 1733 года причалы располагались в центре города, у Троицкой площади, затем – на Стрелке Васильевского острова, и только в 1885 году заработал порт на юге города.


Открытие судоходства 15 мая 1885 г. по Морскому каналу  (протяженностью 16 миль или 29,6 км) положило начало работе нового Петербургского Морского порта на Гутуевском острове. Находясь в южной части устьев Большой Невы, канал открыл возможность почти беспредельного расширения порта в сторону Стрельны. В Петербург теперь могли попасть суда с большей осадкой. "Морской канал и новые бассейны при нем превратили Петербургский порт в узел трех дорог: Балтийского морского пути, Мариинской речной системы и железнодорожных магистралей. Поистине стали рядом морской пароход, волжская барка и паровоз" (из книги М. Сонкина, И. Максимова "Морские ворота Ленинграда")


В 1887 г. были утверждены правила, регламентирующие движение судов по Морскому каналу.


Первое упоминание о том, что в Угольной гавани порта располагались склады по хранению и отгрузке нефти и нефтепродуктов относится к концу ХIХ века - периоду технического совершенствования и развития русского флота.


В «Атласе русских коммерческих портов» за 1892 г. читаем: "У «Морской пристани» сосредоточились операции по отпуску нефти из складов акционерного общества «Нобель» - 1,5 млн пудов в год".


Нефтеналивной участок, база, район, перегрузочный комплекс, терминал - название неоднократно менялось, но неизменным оставался профиль деятельности компании: бункеровка судов, перегрузка и хранение нефтепродуктов.


 PNT_fotopaint_014.jpg

Фото нефтеналивного участка, 1908 год

Сохранился уникальный снимок нефтебазы начала века, на котором видны емкости для хранения нефтепродуктов, скорее всего керосина. В те годы здесь уже имелось 12 емкостей, была построена котельная и протянулась железнодорожная ветка от станции Автово (тогда Морская пристань).


С 1950-х по 1960-е гг. нефтебаза относилась к Балтийскому морскому пароходству. Потом она была передана в ведение Ленинградского Морского торгового порта и вплоть до конца 80-х гг. территориально относилась к IV району, который специализировался на работе с углем.   

PNT_fotopaint_013.jpg

Фото нефтебазы, 1968 г.

До конца 80-х годов основной задачей нефтебазы порта являлась бункеровка судов, прежде всего - Балтийского морского пароходства. Новое время принесло с собой новые задачи, поставило новые цели.  


13 декабря 1990 г. образован Нефтеналивной район (с 01.01.1994 г. Арендное предприятие «Нефтеналивной район порта»), сферой деятельности которого помимо бункеровки судов Балтийского пароходства, а также Рыбного, Речного портов, Северо-Западного пароходства, становится снабжение бункеровочным топливом для российских судов, находящихся на рейде заграницей.  


В советское время экспорт нефтепродуктов в основном происходил из незамерзающих портов Прибалтики, доступ к которым Россия потеряла с распадом СССР. Переориентация экспортных грузов на отечественные порты стала наиважнейшей задачей правительства России. В середине 90-х годов были приняты федеральные программы, поддерживающие развитие портовых мощностей на территории России и уделяющие особенное внимание Балтийскому региону и прибрежным территориям Финского залива.


С июня 1995 года начинается новый виток развития компании уже под названием Петербургский нефтяной терминал. Программа поэтапного строительства терминала и ввода в эксплуатацию новых мощностей при одновременном  осуществлении производственной деятельности доказала свою эффективность. Значительно увеличился резервуарный парк, были построены новые причалы, железнодорожные эстакады и другие объекты портовой инфраструктуры.


На начало 2014 года суммарный объем инвестиций в строительство и развитие терминала составил 216 миллионов долларов.


 

1995 г.

2015 г.

Резервуарный парк

54 000 м3

397 000 м3

Железнодорожные эстакады

36 цистерно-мест

108 цистерно-мест

Речные причалы

нет

2 причала

Морские причалы

1 причал

2 причала

Универсальные причалы

нет

2 причала

Бункеровочные причалы

1

1

Дедвейт принимаемых судов

25 000 т

100 000 т

Мощность терминала

1 000 000 т/год

10 000 000 т/год



 PNT.jpg

Петербургский нефтяной терминал, 2011 г.